Инновационный опыт использования стандартов WorldSkills на практических занятиях в группе 307 по специальности 0101000 «Дошкольное воспитание обучение» как средство повышения качества подготовки педагогических кадров |
Утенова А.К. преподаватель специальных дисциплин
Хромтауского горно-технического Высшего колледжа
Одним из важнейших инструментов в реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы ТиПО, является участие в движении WorldSkills (далее – WS). Использование принципов и стандартов WorldSkills можно рассматривать как инструмент независимой оценки качества педагогического образования и средство повышения его качества. Благодаря методическому обеспечению, разработанности оценочных процедур, регламентов проведения конкурсов, движение Worldskills позволяет выстроить образовательный процесс, обеспечивающий высокий уровень подготовки специалиста среднего звена.
Система формирования и развития конкурсов профессионального мастерства в соответствии со стандартами WS призвана организовать разработку новых образовательных программ, использовать эффективные методики и технологии не столько для подготовки обучающихся к участию в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства WorldSkills, сколько для развития системы среднего педагогического образования, коррелирующей с существующими требованиями, предъявленными современным обществом к уровню профессиональной подготовки педагогических кадров.
Огромное значение в формировании профессионализма, компетенций, профессионально-значимых личностных качеств имеют практические занятия с использованием стандартов WorldSkills. Использование идеи движения Worldskills, технологий проведения конкурсов и оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов на практических занятиях позволяет обеспечить более высокий уровень подготовки специалистов среднего звена.
Практические занятия - важная составляющая программы профессиональной подготовки специалистов среднего звена. Результатом обучения на практических занятиях является сформированность общих и профессиональных компетенций, необходимых для педагогической деятельности, а опыт их применения студенты получат при прохождении производственной практики в образовательных организациях.
На практических занятиях решаются следующие задачи:
- обогащение и систематизация знаний студентов о вопросах обучения, воспитания детей и организации их развития в условиях детского сада или школы;
- развитие умений студентов анализировать и обобщать теоретический материал на основе психолого-методических исследований;
- развитие умений студентов определять содержание и методические приёмы работы с детьми дошкольного или младшего школьного возраста;
- совершенствование навыков планирования;
- развитие диагностических, прогностических и конструктивных навыков у студентов;
- развитие навыков совместной деятельности;
- развитие творческих способностей студентов и др.
Разработка практических занятий с учетом стандартов WorldSkills предполагает использование разных форм их организации и методов обучения. Могут быть предусмотрены мастер-классы, тренинги, ролевые и деловые игры, викторины, презентации и т.д.
Всё это позволяет разнообразить учебную деятельность студентов на практических занятиях, повысить субъектную позиции обучающихся, создать условия для развития у них интереса к проблемам дошкольного и начального общего образования, формировать навыки работы в команде и многое другое.
Содержание практических занятий должно соотноситься с требованиями ГОСО по специальности «Дошкольное образование», с требованиями профессионального с требованиями подготовки высококвалифицированных кадров движения WorldSkills. Учет обозначенных требований позволяет на практических занятиях обеспечить формирование необходимых компетенций и удовлетворить интересы работодателей в части освоения основных и дополнительных видов профессиональной деятельности.
В содержание практических занятий, как показывает опыт, целесообразно включать:
- изучение нормативных документов и материалов;
- анализ производственной документации, планов работы, конспектов и т.д.;
- работу с учебно-методическими комплексами и методическими материалами;
- практическое ознакомление с условиями, содержанием и организацией образовательной работы в учреждениях образования, непосредственно в процессе учебной практики или видеозаписи;
- анализ производственных, психолого-педагогических ситуаций;
- изучение индивидуальных достижений воспитанников и проведение диагностики учащихся и внесение предложений по организации педагогической работы;
-проектирование и конструирование образовательного процесса (уроков, занятий, внеклассных мероприятий и т.д.) с заданной целью;
- решение задач различного вида, проведение разного рода упражнений, направленных на отработку навыков и т.д.
При этом важная роль отводится интерактивным формам проведения практических занятий. К ним относятся: проблемный семинар, семинар-практикум, деловая и ролевая игры, решение педагогических задач, проектная деятельность и др. Так, например, ролевая игра эффективно учит студентов применять теоретические знания и практические навыки для решения поставленных педагогических задач в процессе имитации педагогической деятельности. Через ролевую игру происходит активное освоение профессиональных действий, необходимых педагогу. Или такой метод, как решение педагогических ситуационных задач. На практическом занятии обучающиеся знакомятся с педагогической ситуацией, ее анализируют и высказывают свои идеи и решения, обосновывая позицию теоретическими исследованиями, а также успешным собственным опытом или опытом старших коллег.
Активное внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода, создание условий для формирования у обучаемого опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляют основу подготовки обучающегося к участию в конкурсах профессионального мастерства и к успешной самостоятельной профессиональной деятельности.
Приложение 1
Технологическая карта практического занятия
БМ 03. Развитие и совершенствование физических качеств
Специальность 0101000 Дошкольное воспитание и обучение
Тема: Разработка и проведение корригирующей гимнастики с детьми дошкольного возраста
Цель: подготовка студентов к выполнению задания регионального чемпионата WorldSkills по компетенции «Дошкольное воспитание»
Задание: Разработка и проведение корригирующей гимнастики с детьми дошкольного возраста
Цель: продемонстрировать умение проводить гимнастику после дневного сна с детьми дошкольного возраста.
Задание:
- Определить возрастную группу.
- Определить цели и задачи гимнастики после дневного сна.
- Подобрать материалы и оборудование для проведения гимнастики после дневного
сна.
- Подбирать корригирующее упражнения для гимнастики после дневного сна.
- Подобрать материал и оборудование для корригирующее компонента.
- Создать условия для проведения гимнастики после дневного сна.
- Разработать конспект гимнастики после дневного сна.
- Провести гимнастику после дневного сна.
Ожидаемый результат:
Демонстрация комплекса корригирующей гимнастики после дневного сна с
волонтерами (детьми дошкольного возраста).
Критерии оценивания
O - объективные критерии:
O Соблюдение правил конкурса
O Соблюдение санитарных норм и правил безопасности при проведении гимнастики после
дневного сна
O Соответствие определения цели и задач гимнастики после дневного сна возрасту детей
O Соответствие отобранных материалов и оборудования возрасту детей
O Соответствие отобранных материалов и оборудования задачам и целям гимнастики после дневного сна
O Соответствие методов и приемов, использованных в гимнастике после дневного сна, возрасту детей
O Эффективность методов и приемов, выбранных участником для реализации поставленных цели и задач
O Соблюдение структуры и логики построения гимнастики после дневного сна в зависимости от выбранного вида
O Создание условий для пробуждения детей после дневного сна
O Выполнение элементов массажа и самомассажа в постели
O Выполнение упражнений на профилактику нарушения осанки и плоскостопия
O Выполнение дыхательных упражнений
O Подбор и чередование элементов корректирующих ходьбы и бега в соответствии с возрастом детей
O Выбор и сочетание корректирующих упражнений в соответствии с возрастом детей
O Соответствие количества повторений упражнения возрасту детей
O Осуществление показа педагогом (или детьми) в соответствии с возрастом детей
O Качество выполнения упражнений при показе педагогом
O Охват вниманием всех детей в момент выполнения ими упражнений
O Владение терминологией методики физического воспитания и развития детей
O Четкость отдаваемых указаний
O Соответствие времени проведения возрастным особенностям детей
S -субъективные критерии:
S Творческий подход к содержанию корригирующей гимнастики
S Выразительность и четкость речи
S Эмоциональность
S Общее впечатление
Материалы и оборудование к практическому занятию:
(Мультимедийное оборудование, методическая литература с комплексами упреждений для детей дошкольного возраста, гимнастические коврики, мячи, мешочки, коврики для ходьбы и др.)
Проведение практического занятия (краткое содержание этапов)
Этапы учебного занятия |
Действия преподавателя |
Действия студентов |
I. Организа-ционный
|
Сообщение темы практического урока (на слайде): «Проведение корригирующей гимнастики с детьми дошкольного возраста» План учебного занятия (слайд) 1. Значение корригирующей гимнастики для детей дошкольного возраста. 2. Условия проведения корригирующей гимнастики после сна в ДОО 3. Схема проведения корригирующей гимнастики после дневного сна 4. Методика проведения корригирующей гимнастики после дневного сна. |
Запись в тетради |
Актуализа-ция знаний
|
Вопросы для обсуждения: - Для чего проводится гимнастика пробуждения? (Способствует пробуждению организма после дневного сна. Тонизирует организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращает простудные заболевания. Укрепляет дыхательный тракт. Воспитывает бережное отношение к своему телу. Дает заряд бодрости на вторую половину дня.) - Из каких компонентов может состоять комплекс корригирующей гимнастики после дневного сна? (примерно выглядит так: гимнастика в постели; упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки; дыхательная гимнастика; индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа; водные процедуры).
- Обозначьте основные этапы проведения корригирующей гимнастики после дневного сна.
При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей - положением головы, спины, плеч, рук. Определить длительность этой части гимнастики ( 2-3 минуты.) |
Ответы, обсуждение |
II. Знакомство студентов с содержанием задания (10 мин.)
Мастер-класс по проведению корригирующей гимнастики с детьми среднего дошкольного возраста
(10 мин)
|
Раскрытие содержания задания и специфики его выполнения, представление перечня объективных и субъективных критериев выполнения задания
Задание (на слайде): Разработка и проведение корригирующей гимнастики с детьми дошкольного возраста (возраст по выбору студента) Критерии (на слайде): O - объективные критерии; S -субъективные критерии
Выполнение преподавателем или подготовленным студентом задания чемпионата в соответствии с требованиями стандартов WSR: Пример: 1. Гимнастика в постели ( 2-3- мин.) - (волонтеры ложатся на кровати-гимнастические коврики, «свернувшись клубочком») А у нас котята спят. Мур- мур, мур-мур! Просыпаться не хотят. Мур- мур, мур-мур! Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне: Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур ! - (Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами) Вот на спинку все легли. Мур- мур, мур-мур! Расшалились все они. Мур- мур, мур-мур! Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят. Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур ! 2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.) - (Бесшумная ходьба на цыпочках) «Вам покажем мы немножко, Как ступает мягко кошка Еле слышно- топ-топ-топ, Хвостик снизу: оп-оп-оп» – (Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу) «Но, подняв свой хвост пушистый, Кошка может быть и быстрой» - (Прыжки на двух ногах на месте, как можно выше). «Ввысь бросается отважно. Скок да скок, еще подскок». - (Громко мяукают и убегают на стульчики) «А потом мяукает «Мяу»! Я в свой домик убегаю!» Самомассаж стоп И.п.- сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая « щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют всё с правой ноги. 3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.) «Поза сердитой кошки» И.п,- встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточивать внимание на позвоночник.( 10-15 секунд) «Поза доброй кошки» И.п. - то же. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице ( 10-15 секунд) « Хвостик» И.п. - то же. Двигать бёдрами вправо- влево, как « кошечка» вертит своим хвостом», сначала в медленном темпе, потом постепенно ускоряя. «Кошка- царапушка». И. п.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос - кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулачки; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через рот (ф-ф-ф-..).- выбросить вперёд руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой. Массаж спины «Дождик» Дождик бегает по крыше - Бом-бом, бом-бом! По весёлой звонкой крыше - Бом-бом, бом-бом! ( встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине) - Дома, дома посидите - Бом-бом, бом-бом! Никуда не выходите - Бом-бом, бом-бом!( постукивание пальчиками) - Почитайте, поиграйте - Бом-бом, бом-бом! А уйду, тогда гуляйте... Бом-бом, бом-бом!( поколачивание кулачками) - Повторение 1 куплета ( поглаживание ладошками) 4. Водные процедуры ( умывание, обливание прохладной водой) |
Работа с раздаточным материалом (содержание задания и критерии раздаются каждому студенту). Обсуждение критериев и высказыва-ние своих предположений.
Вклеить данный материал в тетрадь. Записи в тетради
Записи в тетради. Обсуждение, вопросы преподавателю |
III. Разработка комплекса гимнастики пробужде-ния коррегиру ющего характера. Выполнение задания (по подгруппам – Возрастная группа распределяется с помощью жеребьевки (20-30 мин) |
Методическая помощь в подготовке задания Алгоритм проведения гимнастики после дневного сна: 1) гимнастика в постели; 2) упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки; 3) дыхательная гимнастика; 4) индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа; 5) водные процедуры. |
Выполнение задания по предложенному алгоритму (в соответствии с требованием стандарта WS) |
IV.Демонстрация результатов подготовки задания – выполняет задание один студент, остальные волонтеры |
Оценивание результатов, корректировка выполнения задания по ходу работы. Методические указания. |
Демонстра-ция результатов - по одному представителю от команды, остальные члены команды выполняют функции волонтеров. |
V. Подведение итогов выполнения задания. |
Оценивание качества выполнения задания по предложенным критерием. Предложения к совершенствованию данного вида профессиональной деятельности. |
Анализ проведенной работы.
|
Задание для самостоя-тельной работы студентов |
Озвучивание задания, его цель, форма представление результатов, критерии оценки – разработать комплекс гимнастики пробуждения игрового характера для детей подготовительной к школе группы (на практическом занятии данной возрастной группы не было) |
Запись комплекса в тетради
|