Инновационный опыт использования стандартов WorldSkills на практических занятиях в группе 307 по специальности 0101000 «Дошкольное воспитание обучение» как средство повышения качества подготовки педагогических кадров

 

 

Утенова А.К. преподаватель специальных дисциплин

Хромтауского горно-технического Высшего колледжа

Одним из важнейших инструментов в реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы ТиПО, является участие в движении WorldSkills (далее – WS). Использование принципов и стандартов WorldSkills  можно рассматривать как инструмент независимой оценки качества педагогического образования и средство повышения его качества. Благодаря методическому обеспечению, разработанности оценочных процедур, регламентов проведения конкурсов, движение Worldskills позволяет выстроить образовательный процесс, обеспечивающий высокий уровень подготовки специалиста среднего звена.

Система формирования и развития конкурсов профессионального мастерства в соответствии со стандартами WS призвана организовать разработку новых образовательных программ, использовать эффективные методики и технологии не столько для подготовки обучающихся к участию в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства WorldSkills, сколько для развития системы среднего педагогического образования, коррелирующей с существующими требованиями, предъявленными современным обществом к уровню профессиональной подготовки педагогических кадров. 

Огромное значение в формировании профессионализма, компетенций, профессионально-значимых личностных качеств имеют практические занятия с использованием стандартов WorldSkills. Использование идеи движения Worldskills, технологий проведения конкурсов и оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов на практических занятиях позволяет обеспечить более высокий уровень подготовки специалистов среднего звена.

Практические занятия - важная составляющая  программы профессиональной подготовки специалистов среднего звена. Результатом обучения на практических занятиях является сформированность общих и профессиональных компетенций, необходимых для педагогической деятельности, а опыт их применения студенты получат при прохождении производственной практики в образовательных организациях.

На практических занятиях решаются следующие задачи:

- обогащение и систематизация знаний студентов о вопросах обучения, воспитания детей и организации их развития в условиях детского сада или школы;

- развитие умений студентов анализировать и обобщать теоретический материал на основе психолого-методических исследований;

- развитие умений студентов определять содержание и методические приёмы работы с детьми дошкольного или младшего школьного возраста;

- совершенствование навыков планирования;

- развитие диагностических, прогностических и конструктивных навыков у студентов;

- развитие навыков совместной деятельности;

- развитие творческих способностей студентов и др.

Разработка практических занятий с учетом стандартов WorldSkills предполагает использование разных форм их организации и методов обучения. Могут быть предусмотрены мастер-классы, тренинги, ролевые и деловые игры,  викторины, презентации и т.д.

Всё это позволяет разнообразить учебную деятельность студентов на практических занятиях, повысить субъектную позиции обучающихся, создать условия для развития у них интереса к проблемам дошкольного и начального общего образования, формировать навыки работы в команде и многое другое. 

Содержание практических занятий должно соотноситься с требованиями ГОСО по специальности «Дошкольное образование», с требованиями профессионального с требованиями подготовки высококвалифицированных кадров движения WorldSkills. Учет обозначенных требований позволяет на практических занятиях обеспечить формирование необходимых компетенций и удовлетворить интересы работодателей в части освоения основных и дополнительных видов профессиональной деятельности.

В содержание практических занятий, как показывает опыт, целесообразно включать:

- изучение    нормативных документов и материалов;

- анализ    производственной документации, планов работы, конспектов и т.д.;

- работу с учебно-методическими комплексами и методическими материалами;

- практическое ознакомление с условиями, содержанием и организацией образовательной работы в учреждениях образования, непосредственно в процессе учебной практики или видеозаписи;

- анализ производственных, психолого-педагогических ситуаций;

- изучение индивидуальных достижений воспитанников и проведение диагностики учащихся и внесение предложений по организации педагогической работы;

 -проектирование и конструирование образовательного процесса (уроков, занятий, внеклассных мероприятий и т.д.) с заданной целью;

- решение задач различного вида, проведение разного рода упражнений, направленных на отработку навыков и т.д.

При этом важная роль отводится интерактивным формам проведения практических занятий. К ним относятся: проблемный семинар, семинар-практикум, деловая и ролевая игры, решение педагогических задач, проектная деятельность и др. Так, например, ролевая игра эффективно учит студентов применять теоретические знания и практические навыки для решения поставленных педагогических задач в процессе имитации педагогической деятельности. Через ролевую игру происходит активное  освоение профессиональных действий, необходимых педагогу. Или такой метод, как решение педагогических ситуационных задач. На практическом занятии обучающиеся знакомятся с педагогической ситуацией, ее анализируют и высказывают свои идеи и решения, обосновывая позицию теоретическими исследованиями, а также успешным собственным опытом или опытом старших коллег.

Активное внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода, создание условий для формирования у обучаемого опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляют основу подготовки обучающегося к участию в конкурсах профессионального мастерства и к успешной самостоятельной профессиональной деятельности.

Приложение 1

Технологическая карта практического занятия

 БМ 03. Развитие и совершенствование физических качеств 

Специальность 0101000 Дошкольное воспитание и обучение

Тема: Разработка и проведение корригирующей гимнастики с детьми дошкольного возраста

Цель: подготовка студентов к выполнению задания регионального  чемпионата WorldSkills  по компетенции «Дошкольное воспитание»

Задание: Разработка и проведение корригирующей гимнастики с детьми дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать умение проводить гимнастику после дневного сна с детьми дошкольного возраста.

Задание:

  1. Определить возрастную группу.
  2. Определить цели и задачи гимнастики после дневного сна.
  3. Подобрать материалы и оборудование для проведения гимнастики после дневного

сна.

  1. Подбирать корригирующее упражнения для гимнастики после дневного сна.
  2. Подобрать материал и оборудование для корригирующее компонента.
  3. Создать условия для проведения гимнастики после дневного сна.
  4. Разработать конспект гимнастики после дневного сна.
  5. Провести гимнастику после дневного сна.

Ожидаемый результат:

Демонстрация комплекса корригирующей гимнастики после дневного сна с

волонтерами (детьми дошкольного возраста).

Критерии оценивания

O - объективные критерии:

O Соблюдение правил конкурса

O Соблюдение санитарных норм и правил безопасности при проведении гимнастики после

дневного сна

O Соответствие определения цели и задач гимнастики после дневного сна возрасту детей

O Соответствие отобранных материалов и оборудования возрасту детей

O Соответствие отобранных материалов и оборудования задачам и целям гимнастики после дневного сна

O Соответствие методов и приемов, использованных в гимнастике после дневного сна, возрасту детей

O Эффективность методов и приемов, выбранных участником для реализации поставленных цели и задач

O Соблюдение структуры и логики построения гимнастики после дневного сна в зависимости от выбранного вида

O Создание условий для пробуждения детей после дневного сна

O Выполнение элементов массажа и самомассажа в постели

O Выполнение упражнений на профилактику нарушения осанки и плоскостопия

O Выполнение дыхательных упражнений

O Подбор и чередование элементов корректирующих ходьбы и бега в соответствии с возрастом детей

O Выбор и сочетание корректирующих упражнений в соответствии с возрастом детей

O Соответствие количества повторений упражнения возрасту детей

O Осуществление показа педагогом (или детьми) в соответствии с возрастом детей

O Качество выполнения упражнений при показе педагогом

O Охват вниманием всех детей в момент выполнения ими упражнений

O Владение терминологией методики физического воспитания и развития детей

O Четкость отдаваемых указаний

O Соответствие времени проведения возрастным особенностям детей

S -субъективные критерии:

S Творческий подход к содержанию корригирующей гимнастики

S Выразительность и четкость речи

S Эмоциональность

S Общее впечатление

Материалы и оборудование к практическому занятию:

(Мультимедийное оборудование, методическая литература с комплексами упреждений для детей дошкольного возраста, гимнастические коврики, мячи, мешочки, коврики для ходьбы и др.)

Проведение практического занятия (краткое содержание этапов)

Этапы учебного занятия

Действия преподавателя

Действия студентов

I. Организа-ционный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение темы практического урока (на слайде):  «Проведение корригирующей гимнастики с детьми дошкольного возраста»

 План учебного занятия (слайд)

1. Значение корригирующей гимнастики для детей  дошкольного возраста.

 2. Условия проведения корригирующей гимнастики после сна в ДОО

3. Схема проведения  корригирующей гимнастики после дневного сна

4. Методика проведения корригирующей  гимнастики после дневного сна.

Запись в тетради

Актуализа-ция знаний

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для обсуждения:

- Для чего проводится гимнастика пробуждения?

(Способствует пробуждению организма после дневного сна.  Тонизирует организм, воздействуя на биологически активные точки.

Предотвращает простудные заболевания. Укрепляет дыхательный тракт. Воспитывает бережное отношение к своему телу.

 Дает заряд бодрости на вторую половину дня.)

- Из каких компонентов может состоять комплекс корригирующей  гимнастики после дневного сна?

(примерно выглядит так: гимнастика в постели; упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки; дыхательная гимнастика; индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа; водные процедуры).

 

- Обозначьте основные этапы проведения корригирующей  гимнастики после дневного сна.

  • Ø педагог создает условия;
  • Ø пробуждение детей;
  • Ø гимнастика в постели (направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию);
  • Ø корригирующая
  • Ø комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия.

При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей - положением головы, спины, плеч, рук. Определить длительность этой части гимнастики ( 2-3 минуты.)

Ответы, обсуждение

II. Знакомство студентов с содержанием задания (10 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс по проведению корригирующей гимнастики с детьми  среднего дошкольного возраста

 

(10 мин)

 

 

 

 

Раскрытие содержания задания и специфики его выполнения,

представление перечня

объективных и субъективных критериев выполнения задания

 

Задание (на слайде): Разработка и проведение корригирующей гимнастики с детьми дошкольного возраста (возраст по выбору студента)

Критерии (на слайде):

O - объективные критерии;

S -субъективные критерии

 

Выполнение преподавателем или подготовленным студентом задания чемпионата в соответствии с требованиями стандартов WSR:

 Пример:

1. Гимнастика в постели ( 2-3- мин.)

(волонтеры ложатся на кровати-гимнастические коврики, «свернувшись клубочком») 

А у нас котята спят. Мур- мур, мур-мур!

Просыпаться не хотят. Мур- мур, мур-мур!

Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:

Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур !

(Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами)

Вот на спинку все легли. Мур- мур, мур-мур!

Расшалились все они. Мур- мур, мур-мур!

Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.

Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур !

2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

(Бесшумная ходьба на цыпочках)

«Вам покажем мы немножко,

Как ступает мягко кошка

Еле слышно- топ-топ-топ,

Хвостик снизу: оп-оп-оп»

– (Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу)

«Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой»

- (Прыжки на двух ногах на месте, как можно выше).

«Ввысь бросается отважно.

Скок да скок, еще подскок».

- (Громко мяукают и убегают на стульчики)

«А потом мяукает «Мяу»!

Я в свой домик убегаю!»

Самомассаж стоп

И.п.- сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая « щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют всё с правой ноги.

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

«Поза сердитой кошки» И.п,- встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточивать внимание на позвоночник.( 10-15 секунд)

«Поза доброй кошки» И.п. - то же. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице ( 10-15 секунд)

« Хвостик» И.п. - то же. Двигать бёдрами вправо- влево, как « кошечка» вертит своим хвостом», сначала в медленном темпе, потом постепенно ускоряя.

«Кошка- царапушка». И. п.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос - кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулачки; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через рот (ф-ф-ф-..).- выбросить вперёд руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой.

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше - Бом-бом, бом-бом!

По весёлой звонкой крыше - Бом-бом, бом-бом! ( встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине)

- Дома, дома посидите - Бом-бом, бом-бом!

Никуда не выходите - Бом-бом, бом-бом!( постукивание пальчиками)

- Почитайте, поиграйте - Бом-бом, бом-бом!

А уйду, тогда гуляйте... Бом-бом, бом-бом!( поколачивание кулачками)

- Повторение 1 куплета ( поглаживание ладошками)

4. Водные процедуры ( умывание, обливание прохладной водой)

Работа с раздаточным материалом (содержание задания и критерии раздаются каждому студенту).

Обсуждение критериев и  высказыва-ние своих предположений.

 

Вклеить данный материал в тетрадь. Записи в тетради

 

Записи в тетради.

Обсуждение, вопросы преподавателю

III.

Разработка комплекса гимнастики пробужде-ния коррегиру

ющего характера.

Выполнение задания (по подгруппам –

Возрастная группа распределяется с помощью жеребьевки (20-30 мин)

Методическая помощь в подготовке задания

Алгоритм проведения  гимнастики после дневного сна:

1) гимнастика в постели;

2) упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки;

3) дыхательная гимнастика;

4) индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа;

5) водные процедуры.

 Выполнение задания по предложенному алгоритму (в соответствии с требованием стандарта WS)

IV.Демонстрация результатов подготовки задания – выполняет задание  один студент, остальные волонтеры

Оценивание результатов, корректировка выполнения задания по ходу работы.

Методические указания.

Демонстра-ция результатов - по одному представителю от команды, остальные члены команды выполняют функции волонтеров.

V. Подведение итогов выполнения задания.

Оценивание качества выполнения задания по предложенным критерием.

Предложения к совершенствованию данного вида профессиональной деятельности.

Анализ проведенной работы.

 

 

Задание для самостоя-тельной работы студентов

Озвучивание задания, его цель, форма представление результатов, критерии оценки – разработать комплекс гимнастики пробуждения игрового характера для детей подготовительной к школе группы  (на практическом занятии данной возрастной группы не было)

Запись комплекса в тетради