БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ БУКВЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ И УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

 

Успанова Ф.А.

Заместитель директора по УР

 

В Хромтауском горно-техническом колледже введена балльно- рейтинговая буквенная система оценки и учета успеваемости студентов. Данная система оценивания обеспечивает инновационный подход к организации учебного процесса, осуществляет непрерывный и эффективный контроль и самоконтроль за формированием профессиональных компетенций, обеспечивая личностный рост. Балльно-рейтинговая буквенная система:

  • позволяет преподавателю объективно оценить разноуровневых учебных достижений;
  • мотивирует необходимость систематической самостоятельной деятельности обучающихся в учебное и во внеучебное время, активизируя интерес к поиску новых решений и развивая научно-творческую активность;
  • влияет на рефлексию – самооценку учебных и личностных достижений. Рефлексия становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития, и предопределяет будущие достижения обучающегося.

 Существующие системы оценки знаний студентов в большинстве случаев являются недостаточно эффективными. Помимо субъективизма этих систем и доминирования в них усредненного подхода можно отметить также их эпизодическое и бессистемное использование. Система контроля знаний в колледжах в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден – она никак не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе студентов. Реализации рейтинговой системы оценивания учебных достижений требует Болонская декларация, переход к осуществлению положений которой происходит в настоящее время в системе в  технического и профессионального образования.

Сущность рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов заключается в том, что за определенные виды работ, выполняемые студентами на протяжении всего семестра, выставляются баллы, определенное число баллов начисляется за экзамен или зачет, затем все эти баллы суммируются, и получается итоговый рейтинговый балл по предмету. Этот балл переводится в традиционную систему оценок. Таким   образом, итоговая оценка по дисциплине, которая вносится в зачетно-экзаменационную ведомость, зачетную книжку и, уже в конце обучения, – в приложение к диплому, отражает не только итоги сдачи экзамена или зачета, но и результаты учебной работы в течение всего семестра.

Для того чтобы объективно оценить результаты работы студента, в учебный процесс вводится система разнообразных по форме и содержанию контрольных мероприятий, каждое из которых оценивается определенным числом баллов, за успешное выполнение которых студенту выставляются не оценки, как прежде, а начисляются баллы, итоговый рейтинг по дисциплине представляет собой сумму баллов, полученных студентом за прохождение контрольных мероприятий, включая финальные (зачет/экзамен), итоговый контроль (зачет/экзамен) является частью общей оценки, а баллы по нему - частью итогового рейтинга, который накапливается при изучении дисциплины

Преимущества рейтинговой системы оценивания заключаются в следующем: во-первых, повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе. Как уже было сказано, объективность – главное требование, предъявляемое к оценке, - в традиционной системе реализуется не очень хорошо. В балльно-рейтинговой буквенной  системе экзамен перестает быть«последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр, во-вторых, балльно-рейтинговая буквенная система позволяет более точно оценивать качество учебы. Все знают, что тройка тройке рознь, а в балльно-рейтинговой  буквенной системе сразу видно, кто чего стоит. Например, возможен  такой случай: за все текущие и промежуточные контрольные мероприятия получены наивысшие баллы, а за экзамен - средний. В этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку заслуженную пятерку (по традиционной шкале оценок), в-третьих, этой системой снимается проблема «сессионного.

 

стресса», так как если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета, в-четвертых, качество подготовки к учебным занятиям обязательно повысится при введении балльно- рейтинговой буквенной  системы, что немаловажно для занятия в будущем достойного места на рынке труда.

Условия использования рейтинговой системы оценивания знаний заключаются в том, что для набора рейтинга надо пройти определенные контрольные этапы:

текущий контроль;

  • промежуточный контроль;
  • итоговый контроль (семестровый зачет и/или экзамен).

                                                                                                                                                    .

   Текущий контроль осуществляется в течение семестра для дисциплин, имеющих практические занятия или/и семинарские занятия, лабораторные работы в соответствии с учебной программой. Он позволяет оценить успехи в учебе на протяжении семестра. Его формы могут быть различными: устный опрос, решение ситуационных задач, выполнение реферата по заданной теме. Окончательный результат текущего контроля успеваемости подводится расчетом среднеарифметической суммы всех оценок за критерии оценки и оформляется как рейтинг обучающегося по результату обучения

При текущем контроле успеваемости учебные достижения обучающихся оцениваются рейтинговыми баллами по 100 балльной шкале. Обучающийся допускается к экзамену по дисциплине/модулю только в случае, если его оценка рейтинга допуска составляет не менее 50 баллов.

Промежуточный  контроль проводится после освоения обучающимися содержания части или всего объема одной дисциплины/модуля в течение академического периода.

По итогам промежуточной аттестации выставляется итоговая оценка по дисциплине/модулю в конце каждого семестра.

 

Итоговый контроль - это экзамен и/или зачет, установленный учебным планом. Итоговая оценка (рейтинг) по дисциплине/модулю вычисляется по формуле:

         И = 0,6 х (РО 1+…+РО N)/N+ 0,4 х Э, где:

         РО – результат обучения;

N – количество результатов обучения;

Э – экзаменационная оценка или дифференцированный зачет.

Итоговая оценка складывается из рейтинга по результатам обучения и оценки за экзамен или дифференцированный зачет по дисциплине/модулю, где вес экзамена составляет 40%

Учебная дисциплина/модуль считается освоенным, если обучающийся набрал не менее 50 баллов.

Преподаватель может повысить рейтинг обучающихся, используя поощрительные баллы за активное участие в олимпиадах, в подготовке докладов и статей, и т.п., а также за оригинальный ответ, за активную работу на занятиях в течение всего семестра + 10% к общему рейтингу допуска.

После зачета/экзамена в рейтинговую и экзаменационную ведомости вносятся баллы за него и получается некая сумма, которая и есть итоговый фактический рейтинг по дисциплине. Он выражен в баллах.  Поэтому после того, как баллы будут внесены в рейтинговую ведомость, осуществляется пересчет рейтинга в оценку по традиционной шкале в соответствии с приведенной ниже схемой:

 

Рейтинговый балл

Оценка по традиционной шкале

(в % от максимального балла за дисциплину)

90 - 100 % Отлично
70 – 89 % Хорошо
50 – 69 % Удовлетворительно
0-49% Неудовлетворительно

Балльно-рейтинговая буквенная система оценки успеваемости строится на регулярной работе в течение всего семестра и на систематическом контроле преподавателем уровня учебных достижений студентов. Это означает следующее – чтобы иметь хороший балл, все задания надо выполнять не только хорошо, но и вовремя. В графике контрольных мероприятий, с которым студенты знакомятся в начале семестра, указаны даты прохождения контрольных мероприятий. Время – тоже один из критериев оценки. Балльно-рейтинговая буквенная система позволяет объективно контролировать всю учебную деятельность студентов, стимулирует их познавательную активность и помогает планировать учебное время. Кроме того, балльно-рейтинговая буквенная система поможет развитию демократичности, инициативности и здорового соперничества в учёбе. Учебная часть по окончании каждого семестра будут составлять и размещать на своих стендах и на сайте  колледжа сводные рейтинг-листы, так что все смогут увидеть, какую позицию занимает каждый студент группы. Может, кому-то это и неважно, но быть лидером и занимать высшую ступеньку рейтинга – всегда престижно, т.к. рейтинг всегда подразумевает конкурсность, соревнование, накопленную оценку.